Мало кто умеет разговаривать о деньгах с руководителем. Так, 32% работников не знают, как подойти с этой темой, а 28% — боятся отказа, показали исследования B2B Reviews. Но беседа о выплатах — это диалог на равных — начальнику нужно выполнение задач, а сотруднику — оплата его работы.
Лучшее время
На повышение зарплаты стоит рассчитывать при высоких показателях эффективности, расширении пула обязанностей или если выплаты сотрудника ниже рыночных.
Лучше разговаривать с начальством после успешно завершённого проекта. Это станет одним из аргументов в пользу сотрудника. Или с вопросом о повышении выплат стоит подойти после месячной отчётности. Так работник покажет, насколько продуктивно он работал и какую пользу принёс компании за этот период.
Ещё один вариант — разговор в конце года. Именно тогда компании утверждают бюджет на следующий год, часть которого уходит на зарплаты штата. Поэтому если работник упустит это время, есть вероятность, что повышения выплат в следующем году не видать.
Подготовка начальника
Повышение зарплаты — серьёзная тема для разговора, поэтому не стоит упоминать о ней мимоходом. В таком случае сотрудник не успеет аргументировать свою позицию. А руководитель сможет избежать беседы, сославшись на высокую занятость.
Лучше договориться о встрече заранее и предупредить начальника, о чём пойдёт разговор. Тогда будет время на подготовку доводов как у сотрудника, так и у руководителя.
Также о недовольстве зарплатой стоит упомянуть на встрече one-to-one. Тогда начальник будет знать о боли подчинённого, проанализирует его показатели эффективности и скажет, над какими навыками ещё стоит поработать, чтобы получить прибавку, советует генеральный директор сервиса по поиску работы GdeRabota.ru Екатерина Агаева.
Как убедить руководителя
Не стоит бояться разговаривать о зарплате. Это беседа с позиции win-win — у каждой стороны есть то, в чём нуждается другая. Чтобы держаться ещё увереннее, нужно подготовить план беседы. Сотруднику следует собрать примеры, которые показывают, насколько он продуктивен и почему полезен компании. Например, работник постоянно перевыполняет планы, а его показатель эффективности 100%.
Важно приводить конкретные аргументы: «Я за полгода повысил посещаемость сайта на 20%, а продажи выросли на 10%». Чем точнее аргумент, тем сложнее начальнику отказать.
Перед беседой стоит проанализировать рынок труда и рекрутинговые платформы. Посмотреть, какую зарплату предлагают похожие компании за такой же набор обязанностей.
Но не нужно угрожать увольнением и более высокой оплатой труда у конкурентов. Это повернёт разговор в негативное русло. Лучше сказать: «Николай Николаевич, мне предложили работу в другой компании с более высоким заработком, но я хочу продолжить работать у вас. Не могли бы мы обсудить варианты повышения выплат?». Так работодатель увидит, что сотрудник верен компании и готов дальше работать на бизнес.
Но если начальник всё же отказал, не стоит расстраиваться. Лучше попросить его объяснить причину отказа, возможно, сотруднику не хватает профессиональных навыков. Тогда работнику следует поинтересоваться, при каких условиях рассчитывать на повышение. Ещё вариант — узнать о нематериальных бонусах — расширенной страховке, гибридном графике работы, корпоративных «плюшках», заключила генеральный директор GdeRabota.ru Екатерина Агаева.