Курьеры в России покидают службы доставки ради трудоустройства на заводе, это уже привело к удлинению сроков доставки заказов.
Основная причина ухода — неудовлетворительные условия труда и низкие заработки. В то же время производственные компании предлагают более выгодные финансовые условия и лучшие социальные гарантии.
Средняя зарплата операторов станков составляет около 85 тысяч рублей, тогда как максимальный доход достигает 150 тысяч рублей. Пешим курьерам удается зарабатывать до 57 тысяч рублей, при больших переработках — 100 тысяч рублей за месяц.
Работа курьера стоит на седьмом месте в списке наиболее востребованных профессий в 2024 году. За прошлый год было размещено 1,86 миллиона вакансий, согласно аналитике GdeRabota.ru. Спрос на доставщиков вырос почти в девять раз за последние пять лет.
Однако кадровый голод ощущается и на заводах. Как отметил глава комитета Госдумы по контролю Олег Морозов, только оборонный сектор нуждается в 400 тысячах специалистов.
В 2024 году профессии слесаря и инженера оказались популярнее курьерской работы, заняв пятые и шестые позиции рейтинга. Работодателям потребовалось найти 3,9 миллиона представителей этих специальностей за весь прошлый год. Высокий интерес к ним сохраняется уже несколько лет.
За первые месяцы 2025 года курьер по количеству вакансий поднялся на пятую строчку рейтинга, а вот слесарь и инженер заняли шестую и восьмую позицию соответственно. Всего за первые месяцы слесарей и инженеров искали на 579 тысяч вакансий, а по всему производственному сектору за январь и февраль было активно чуть больше одного миллиона предложений о работе.
Чтобы привлечь кадры на завод, организации вводят систему бонусов. Так, рабочим предлагают:
— униформу;
— медицинскую страховку;
— питание;
— транспорт до работы или компенсацию проезда;
— оплата мобильной связи;
— бесплатное профильное обучение.
Инженеры и слесари в среднем зарабатывают 91 и 108 тысяч рублей, по данным GdeRabota.ru. Чтобы стать инженером, нужно учиться четыре-шесть лет в вузе, а для работы слесарем достаточно получить среднее специальное образование, которое приобретается за три года после девятого класса. Для выпускников 11-го класса существуют 10-месячные курсы подготовки.
При этом, по данным «Яндекс Доставки», 40% доставщиков — специалисты с высшим образованием. В основном это экономисты, инженеры и айтишники.
Курьеры, поработав в доставке, предпочли идти работать по специальности. Так, заводы и компании активно развивают корпоративную культуру, улучшают условия, поднимают зарплату и предоставляют обучение, чтобы привлечь молодёжь из-за дефицита кадров.
Компании также вынуждены нанимать и молодежь после университетов и колледжей — зумеров, как работать с поколением 2000-х годов мы писали ранее.