Top.Mail.Ru

Психологическое здоровье сотрудников: как избежать выгорания

Психологическое здоровье сотрудников: как избежать выгорания
Просмотров:
103
Время на чтение:

примерно 1 минута

Стрессы на работе становятся одной из главных причин проблем со здоровьем, бессонницы и нарушения пищевого поведения. Сложности с взаимодействием в команде, рутина, большой поток клиентов, меняющиеся запросы рынка, отсутствие взаимопонимания со стороны руководителя — все это создает основу для профессионального истощения на работе. Что делать, чтобы избежать выгорания? Какие методы самые эффективные? Нужно детально рассмотреть ответы на все сложные вопросы.

Как распознать выгорание?

Любые проблемы в коллективе нужно своевременно устранять, чтобы команда продолжала работать на результат. Профессиональное выгорание появляется не только у людей, которые выполняют поставленные задачи в стрессовых условиях. Такое состояние появляется у сотрудников-перфекционистов и людей с высокими требованиями к окружающим.

Основные признаки эмоциональной истощенности на работе: 

  • ощущение тревоги, депрессии, беспокойства и беспомощности;

  • раздражительность и апатия, постоянные вспышки гнева;

  • отдаление от коллег и снижение мотивации;

  • повышенная нервозность;

  • хроническая усталость;

  • обесценивание профессиональных достижений, заниженная самооценка, потеря самоуважения;

  • проблемы с концентрацией внимания;

  • ожидание выходных в самом начале недели.

Определенные действия человека подтверждают его профессиональное выгорание. Это токсичность в коллективе и конфликтность с коллегами, злоупотребление алкоголем, затягивание сроков сдачи проектов. Человек не хочет отвечать на звонки и письма коллег, не желает начинать новые проекты. Появляются проблемы со сном, ухудшается работа иммунной системы, все чаще возникают депрессивные состояния. 

Зона риска

В зоне риска находятся воспитатели в детских садах, учителя, преподаватели. В зону риска также входят сотрудники, деятельность которых предполагает постоянный контакт с клиентами. С профессиональным выгоранием сталкиваются социальные работники, врачи, правоохранители, продавцы, психологи и даже финансисты.  

Работа в IT считается идеальной, но в этой сфере работники тоже подвергаются эмоциональным "качелям". Причинами можно назвать многозадачность, строгие дедлайны, стремление к быстрому карьерному росту, необходимость быть на связи днем и ночью. 

Методы предотвращения выгорания

Психологическое здоровье каждого сотрудника — залог эффективной командной работы. В идеальном мире HR-менеджеры компании должны уметь выявить "тревожные звоночки", чтобы вовремя предотвратить синдром эмоционального выгорания (СЭВ). В реальном мире напряженность на работе может быть в любом коллективе.  

Меры предотвращения СЭВ направлены на уменьшение влияния внешних раздражителей, самоанализ, правильное преодоление стрессовых ситуаций. Регулярные физические упражнения, понимание собственной личности, определение новых целей, полноценный сон, профессиональная поддержка коллег — все это способствует улучшению психологического здоровья сотрудников. 

5 полезных советов по предотвращению СЭВ:  

  1. нужно избегать ситуаций, когда сотрудники годами не берут отпуск;

  2. персонализированный подход в постановке KPI и важных целей;

  3. услуги корпоративного психолога; 

  4. формирование культуры обратной связи; 

  5. рациональный режим работы и отдыха.

Ментор не может помочь всем сотрудникам справиться с их проблемами на работе. Специалистам требуется профессиональная помощь психолога и правильный подход к решению проблем. Корпоративный психолог станет частью штата компании и в каждом индивидуальном случае будет рассматривать причины выгорания. Профессионал поможет работнику определиться с карьерными целями, возвратит его в нормальное эмоциональное состояние.

В компаниях HR-менеджеры указывают сотрудникам на ошибки, недостатки работы. Похвалу персонал получает за нестандартные идеи, привлечение большого количества новых клиентов, своевременно сданный отчет. В результате этого работник фокусирует внимание на ошибках, а при недостижении целей у человека развиваются тревожные состояния. Формирование культуры обратной связи улучшит ситуацию.    

Руководитель должен дать сотруднику отдых от работы, уменьшая нагрузку. Норма — несколько дней отдыха хотя бы 1 раз в квартал. Работнику помогут поездки в другой город, полноценный отдых (без телефона и соцсетей), посещение концертов и выставок. На время короткого отпуска можно устроить себе инфодетокс, помедитировать и попрактиковать осознанность.

Как помочь сотрудникам

Любой стресс провоцирует проблемы со здоровьем, способствует снижению производительности труда. Постоянные стрессы приводят к ощущению безнадежности, что негативно влияет на настроение в коллективе. Репутация компании ухудшается, если сотрудники не могут работать с полной отдачей.

Корпоративная культура компании должна быть направлена на открытое выражение эмоций. Сильная культура будет способствовать удержанию персонала на работе при любых обстоятельствах, а токсичная — провоцировать ухудшение самочувствия сотрудников. 

Простые способы, которые помогут предотвратить профессиональное выгорание: 

  • брейнсторминг, минимизация рутинных задач, возможность для персонала менять вид деятельности;

  • страница на внутреннем сайте компании с выступлениями мотивационных спикеров;

  • гибкая система выходных;

  • создание четких рамок рабочего времени;

  • легкие спортивные упражнения.

Если не получается самостоятельно справиться с профессиональным выгоранием, понадобится помощь психолога. Специалист предложит эффективные способы терапии, определит триггеры стресса и поможет человеку справиться с проблемой. 

Предотвратить профессиональное выгорание легче, чем потом устранять последствия. Можно продумать комплекс мер, предназначенный для увеличения мотивации персонала. Сотрудникам точно понравятся комфортные условия труда (зоны отдыха, бесплатные обеды, перерывы на кофе), тимбилдинг и премии. Взаимодействие внутри коллектива улучшит корпоративная система обучения, а нематериальная мотивация (похвала) поможет подчеркнуть ценность каждого сотрудника.