Корпоративная культура — обобщенное понятие, которое включает в себя множество составляющих, таких как заложенные компанией традиции, стиль общения между сотрудниками и с партнерами, принятый дресс-код, совместные мероприятия, корпоративы.
Существуют общепринятые стандарты, которые закреплены в официальном документе, и негласные правила.
Корпоративная культура оказывает значительное влияние на бизнес-процессы предприятия, повышает уровень вовлеченности и заинтересованности коллектива, позволяет за счет этого добиваться более высоких экономических показателей.
Именно поэтому руководители уделяет развитию корпоративной культуры большое внимание. Всеобщая цифровизация дает дополнительные возможности для выстраивания отношений и появления новых традиций в компании, но также имеет подводные камни.
Что входит в структуру корпоративной культуры
В каждой компании существует собственная модель взаимодействия между сотрудниками, своя уникальная атмосфера. Но есть элементы, которые присущи каждой организации. В идеальной модели должны лежать в основе забота о сотрудниках и социальная ответственность.
К структуре корпоративной культуры можно отнести:
традиции;
миссию;
стратегию;
ценности компании;
фирменный стиль;
принятые нормы поведения;
материальную и нематериальную мотивацию;
рабочую среду.
Функции корпоративной культуры
Участвует в создании и поддержании имиджа компании.
Позволяет установить в компании нормы и правила поведения, стандарты взаимодействия.
Является значительной мотивацией для сотрудников.
Вовлекает работников в бизнес-процессы.
Помогает новичкам адаптироваться в коллективе.
Корпоративная культура и цифровизация бизнес-процессов
Корпоративная культура в первую очередь основывается на убеждениях и ценностях сотрудников компании. Цифровая эпоха заставляет бизнес меняться, чтобы идти в ногу со временем, внедрять инновационные решения, предоставлять клиентам современные решения. Однако изменения должны быть приняты коллективом. Технологии важно интегрировать в бизнес-процессы постепенно, аргументируя сотрудникам все преимущества и их значимость. Необходимо менять подходы к работе. Чем лаконичнее выстроено взаимодействие, тем эффективнее эти преобразования отразятся на бизнесе.
Преимущества интеграции цифровых решений в корпоративную культуру:
Повышение эффективности бизнес-процессов. Сотрудники могут быстро обмениваться информацией, обсуждать в онлайн-режиме интересные идеи. Цифровизация повышает качество работы кадровой службы. Прием нового сотрудника, оформление командировок, проведение аттестации с помощью цифровых решений проходит быстрее и эффективнее. Такая же ситуация с документооборотом. Современное программное обеспечение позволит согласовать и подписать служебную записку в разы быстрее. Благодаря автоматизации процессов у сотрудников появится больше времени на выполнение производственных задач.
Сплочение коллектива. Сотрудников удерживает на рабочих местах не только зарплата. Огромное значение имеет слаженный и дружный коллектив. Элементы цифровизации дают дополнительные возможности для сплочения работников. Чаты, ресурсы с фото и видео, собственное сообщество в социальных сетях, виртуальное корпоративное издание — все это теперь доступно. Сотрудникам будет приятно получить утром в понедельник пожелание продуктивной рабочей недели и хорошего настроения. А вечером в пятницу можно поблагодарить за работу и пожелать отличных выходных. Такие мелочи делают жизнь лучше.
Обучение сотрудников. В эпоху цифровизации проводить курсы повышения квалификации, тренинги личностного роста проще и дешевле. Работники могут обучаться в дистанционном формате. Коллектив оценит вклад в собственное развитие.
Повышение качества взаимодействия. Чтобы понимать потребности персонала, важна обратная связь. В современных реалиях можно регулярно проводить опросы, выявлять и решать проблемы.
Улучшение доступности информации. На внутренних ресурсах компании можно хранить документы, методические рекомендации, книги и многое другое.
Укрепление ценностей внутри компании. Экологическая ответственность, равные возможности и лидерство, сохранение заложенных традиций — все это можно развивать с помощью цифровых решений в корпоративной культуре.
Риски цифровизации корпоративной культуры
Неготовность сотрудников к изменениям. В молодом коллективе адаптация к цифровизации проходит легче. Сотрудники в возрасте часто сопротивляются нововведениям. Таким людям необходима дополнительная поддержка и индивидуальный подход.
Риск утечки информации. При внедрении цифровых сервисов необходимо обеспечить информационную безопасность.
Большой поток информации.
Необходимые шаги для развития корпоративной культуры
Непрерывное обучение. Это один из главных пунктов для сохранения и развития корпоративной культуры. Внедрение цифровых решений в сегодняшних реалиях — необходимость. Если своевременно не менять техники, не применять новые решения, то компанию обойдут конкуренты. Любые изменения должны в первую очередь доноситься до сотрудников. Непонимание работниками бизнес-процессов, неумение работать в программах не только отразятся на экономических показателях, но и снизят мотивацию коллектива. Разработка новых приложений, запуск программного обеспечения, внедрение стандартов — все это требует обучения персонала. Именно людям придется работать с новыми продуктами. При наличии достаточного бюджета целесообразно взять в штат внутреннего тренера. Можно находить и привлекать сторонних коучей.
Создание цифровой культуры внутри компании. Важна интеграция современных технологий во все аспекты работы. Компания должна быть к этому готова. Важно объяснять сотрудникам, почему цифровизация сейчас необходима.
Постоянный мониторинг внутренней и внешней среды. В цифровую эпоху компания должна быть гибкой. Нужно уметь быстро адаптироваться и меняться.
Таким образом, цифровизация корпоративной культуры дает новый толчок для развития бизнеса, повышения мотивации сотрудников. Если учесть все риски, грамотно разработать HR-кампанию, организацию ждут новые успехи.