Лидерство в работе: как мотивировать и вдохновлять команду

Лидерство в работе: как мотивировать и вдохновлять команду

Опубликовано:

2024-08-13 14:49

Просмотров:

33

Время на чтение:

примерно 1 минута

Феномен лидерства непосредственно связан с таким явлением, как мотивация. Побуждение к действию – это одна из прикладных задач лидерства и одна из ключевых функций руководителя как носителя лидерских качеств. 

Авторитет и ответственность – две характерные черты руководителя, без которых невозможно представить себе его полноценное функционирование. Лидер ответственен за свои решения, влияет на мнение людей, вдохновляет, побуждает и ведет их к цели. Эти качества наделяют индивида реальной возможностью влиять на других, вдохновляя и побуждая их к действиям. 

Эффективность роли руководителя во многом зависит от его способности мотивировать персонал. В этой статье будет рассмотрено два типа мотивации, которые работают благодаря уникальному положению лидера в группе. 

 

Лидер как неотъемлемая часть коллектива

Важно понимать, что лидерство – это определенная социальная роль, а значит, лидер не может существовать отдельно от коллектива или группы. Он оказывает влияние на сложившуюся группу, но одновременно является ее естественным продуктом. Отсюда следует первый принципиально важный вывод, который определяет эффективность лидерства: 

Лидер является неотъемлемой частью коллектива, неотделим от него и должен рассматриваться в контексте такого явления, как командная работа. 

Рассматривать лидера отдельно от коллектива, противопоставлять его группе – значит полностью утратить связь с реальностью. Можно сказать, что лидер – это указательный палец руки, но также как и палец, он не может существовать и функционировать отдельно. Напротив, эффективность руководителя во многом зависит от его отношений с коллективом. 

 

Стили лидерства 

Принято выделять три основных типа лидерства: авторитарный, демократический и либеральный.

  • Авторитарный стиль характеризуется жёстким управлением сотрудниками, строгой дисциплиной и отсутствием возможности обсуждать решения руководителя. Преимуществами этого стиля являются четкое распределение ролей и достижение плановых показателей, однако он лишает сотрудников инициативы и ограничивает их возможности для профессионального роста.
  • Демократический стиль предоставляет сотрудникам больше свободы действий, руководитель обсуждает проблемы с коллективом, поощряет инициативу и контролирует результат работы. Этот стиль способствует профессиональному росту сотрудников, но требует много энергии от руководителя, и коллективно принятые решения не всегда оптимальны для компании.
  • Либеральный стиль предполагает почти полный отказ руководителя от функций управления, когда он передает руководство участникам группы. Этот стиль поддерживает творческое начало, воспитывает ответственность в сотрудниках и развивает их, но может привести к злоупотреблению властью со стороны сильных членов коллектива и расслаблению тех, кто не хочет работать.

Формирование стиля лидерства происходит под действием внешних и внутренних факторов, которые оказывают влияние друг на друга, формируя уникальную лидерскую роль в организации. Внешние – это уже сложившаяся система, в которой действует лидер. Внутренние – это прежде всего его личностные характеристики. Дополняя или вступая в конфронтацию друг с другом, эти факторы создают неповторимый стиль руководства. 

 

Мотивация внутренняя: что посеешь, то и пожнешь 

Независимо от того, каким стилем наделен тот или иной руководитель, как часть коллектива он может обеспечить определенный уровень мотивации «изнутри». Работа с внутренней средой команды позволяет ему обеспечить движение к общим целям и необходимый уровень вовлеченности.

Внутренняя мотивация зиждется на внимании к потребностям человека. Таким образом, забота о сотрудниках становится движущей силой, которая меняет отношение человека к своей работе. 

  • Признание заслуг. Каждый сотрудник должен понимать, чем он ценен и что может дать своему коллективу. Акцент на ценности, похвала и признание – не только приятные, но и конструктивные, организующие эмоции. 
  • Честность и открытость. Уважительное и прозрачное отношение к каждому человеку – обязательная часть репутации эффективного управленца, которому доверяют. 
  • Благоприятная атмосфера. Поддержка, которую член коллектива чувствует от своей команды, повышает его лояльность и вовлеченность в общее дело.
  • Вознаграждение. Лучший эффект дает комплекс мер, в котором присутствует как материальная, так и нематериальная мотивация. 
  • Условия труда. Полноценная рабочая среда и постоянное улучшение условий труда способствуют повышению общей удовлетворенности, помогают развиваться. 

 

Лидер как агент устойчивого развития

Лидерство – это феномен, связанный с группой и существующий только в контексте группы. Однако у него есть еще одна важная сторона, которая также играет ключевую роль в мотивации и деятельности. Это умение вести группу в «светлое будущее» к перспективным целям. Для этого он должен быть агентом влияния, одновременно включенным в группу и стремящимся выйти за ее пределы. 

Положение лидера в группе тем прочнее, чем дальше он способен выйти за ее пределы без потери групповой динамики и своей доминирующей позиции. Его включенность в жизнь вокруг группы во многом определяет скорость и эффективность достижения групповых целей. 

Руководитель как капитан корабля должен обладать способностью выйти за рамки четко очерченных границ, чтобы коллектив мог развиваться и совершенствоваться, достигать поставленных перед группой целей. Это значит, что человек, наделенный качествами лидера, должен уметь брать на себя риски, предвидеть последствия и обнаруживать возможности для изменений. 

 

Лидерство и самореализация 

Лидерство и самореализация тесно связаны, поскольку оно помогает человеку реализовать свой личностный и профессиональный потенциал и достичь успеха. 

Человек на руководящей роли обладает такими качествами, как уверенность в себе, эффективность, умение выражать свои мысли и слушать других, развивать харизму и инновации, ставить цели и проявлять инициативу. Он становится ролевой моделью, на которую ориентируется каждый член команды, а также своего рода учителем, который помогает развивать присущие ему самому качества. Всё это способствует самореализации отдельного члена группы, а также коллективному успеху команды.

 

Мотивация внешняя: через тернии к звездам 

Внешнюю мотивацию можно сравнить со стремлением космического корабля вырваться за пределы сил земного притяжения. Так человек смотрит в будущее, надеясь стать большей величиной, чем он есть сейчас. И лидер становится для такого индивида путеводной звездой, помогая идти вперед и указывая путь. Это мотивация личных достижений и амбиций, которые сотрудник может получить благодаря лидеру и команде.

  • Амбиции. Лидер должен быть проводником личных амбиций, помогая своему коллективу через удовлетворение общей цели получать возможность личного удовлетворения. 
  • Карьерный рост. Возможность профессионального развития должна быть доступна, желанна и вознаграждаема. В перспективе сотрудник должен мечтать занять роль лидера или оказаться на ступени иерархии рядом с ним. 
  • Делегирование сложных задач. Необходимость решать непростые интересные задачи вселяет уверенность и энтузиазм в сотрудников. 
  • Вдохновение. Собственный пример вовлеченности и энтузиазма, решимости и амбиций играет немалую роль в желании сотрудников действовать. Чем масштабнее личность лидера, тем большее влияние он имеет. 

 

Заключение

Важно помнить, что лидер и его группа не остаются статичными и постоянно меняются. Еще одной ключевой характеристикой руководителя является способность постоянно развиваться и совершенствовать себя. Постоянное развитие – это та инвестиция, о которой должен помнить каждый, кто стремится играть эту ответственную роль.