Сервисы доставки переманили здоровую и крепкую молодёжь, и теперь в стране не хватает рабочего персонала, заявили в Минпромторге.
«Сервисы доставки оттягивают огромное количество трудовых сил и трудовых ресурсов. Может ли экономика наша себе это позволить?» – сказал директор департамента развития внутренней торговли Минпромторга Никита Кузнецов в ходе круглого стола «Будущее цифровых платформ и экосистем: поиск разумного баланса регулирования».
Дисбаланс в отраслях
В России уменьшается объём промышленности. Если в 2021 году ВВП обрабатывающих производств составлял 5,9%, то в 2022 — −2,4%, по данным Росстата. Такая ситуация сложилась из-за санкций, экспортных ограничений, оттока рабочих на СВО и низкого уровня безработицы в стране — на II квартал 2024 года показатель опустился до 2,2%.
Однако в последние годы активно развивается рынок розничной интернет-торговли в России. В 2023 году его объём составил 7,8 трлн рублей и 5,03 млрд заказов, согласно исследованию Data Insight. За год показатель вырос на 44%.
При этом в 2024 году объём продаж на рынке eCommerce достигнет 10,2 трлн рублей, что на 30% больше, чем в 2023 году. Несмотря на замедление роста, цифры остаются выше среднемировых.
Забрали рынок
Вместе с ростом электронной коммерции увеличивается и спрос на доставщиков. По данным ВЦИОМ, доля регулярных пользователей услуг курьера за пять лет выросла на 15% — с 14% в 2019 году до 29% в 2024 году. Количество тех россиян, которые ни разу не пользовались доставкой, уменьшилось — с 24% до 9%.
Несмотря на спрос и популярность профессии, на рынке не хватает курьеров. Президент Ассоциации транспортно-логистических и почтово-курьерских компаний России Александр Митюков уверен, что дефицит специалистов доставки к концу 2024 года составит 300 тысяч человек.
Работа курьера заняла седьмое место среди самых востребованных профессий в 2024 году. За 11 месяцев компании выложили 1,57 млн вакансий в России, согласно данным сервиса по поиску работы GdeRabota.ru. А спрос на доставщиков увеличился в девять раз за последние пять лет.
Заводы также испытывают острый дефицит кадров. По словам главы комитета Госдумы по контролю Олега Морозова, только военно-промышленный комплекс нуждается в 400 тысячах человек.
Слесарь и инженер опередили курьера в рейтинге самых востребованных профессий в 2024 году — заняли пятое и шестое места соответственно. Всего за десять месяцев работодатели искали 3,2 млн сотрудников этих специальностей. На протяжении пяти лет остаётся высоким спрос на слесарей и инженеров.
Низкие зарплаты и высокий травматизм
Промышленность — одна из отраслей с высокими зарплатами. В среднем работники получают 71 855 рублей. При этом на производствах табачных изделий, а также кокса и нефтепродуктов выплаты еще выше — 142 866 рублей и 109 467 рублей соответственно, по данным Росстата на 2023 год.
Однако молодёжь не идёт работать на завод по ряду причин:
— Профильное образование. Работать на завод не возьмут даже без среднего специального образования. При этом курьер может трудиться с любым дипломом или даже без него. Так, по данным «Яндекс Доставки», 40% доставщиков — специалисты с высшим образованием. В основном это экономисты, инженеры и айтишники.
— Разница в зарплатах. Уже на старте зарплата у курьера выше, чем у линейных сотрудников производства. В среднем российские работодатели предлагают помощнику электрика выплаты от 45 тысяч рублей, среднее денежное вознаграждение курьеров в ноябре 2024 года — 85 256 рублей.
Уже упомянутых инженеров и слесарей в среднем приглашают на работу за 90 и 106 тысяч рублей, согласно статистике GdeRabota.ru. Однако первых учат в вузе 4–6 лет, а вторым достаточно иметь средне-специальное образование, его получают после девятого класса за три года. Также будущим слесарям доступны 10-месячные курсы подготовки, если абитуриент окончил 11 классов школы.
При этом зарплаты заводчан растут быстрее, чем у курьеров. Так, за 11 месяцев 2024 года выплаты слесаря увеличились на 33,9%. А денежное вознаграждение курьеров за этот же период возросло только на 18,2% — с 72 089 рублей в январе до 85 256 рублей в ноябре, по данным GdeRabota.ru.
— График работы. У курьеров почасовая оплата труда, а значит они могут работать в таком режиме, в каком им будет комфортно — иногда четыре часа в день, а иногда двенадцать. Смены на заводе длятся по двенадцать часов и сотрудник не вправе закончить рабочий день раньше.
— Риски здоровью. В 2023 году Роструд зафиксировал 5892 случая травматизма на рабочем месте. При этом 16,5% смертельных случаев приходятся на обрабатывающую промышленность. У курьеров травматизм ниже, но они вынуждены работать в любых погодных условиях, что повышает риск попадания в ДТП.
— Обязательства. К курьеру меньше требований, чем к заводчанину. Последние нередко сталкиваются с работой на режимных объектах и вынуждены хранить гостайну.
— Корпоративная культура. Строгие правила и субординация на заводе отпугивают молодёжь.
Чтобы привлечь кадры на завод, организации вводят систему бонусов. Так, рабочим предлагают:
— униформу;
— медицинскую страховку;
— питание;
— транспорт до работы или компенсацию проезда;
— оплата мобильной связи;
— бесплатное профильное обучение.
У сервисов доставки также широкий пакет «плюшек»:
— корпоративную форму;
— страховку;
— доплаты за повышенную нагрузку;
— скидки на аренду велосипедов и самокатов;
— компенсацию затрат на мобильную связь;
— бесплатное обучение IT-профессиям.
В обеих отраслях выплаты продолжат расти, учитывая острую нехватку рабочих рук и высокий спрос со стороны работодателей, отметила генеральный директор сервиса по поиску работы GdeRabota.ru Екатерина Агаева.
Что будет дальше
По данным ВЦИОМ, 55% россиян — постоянные онлайн-покупатели. А объём рынка электронной коммерции к 2028 году составит 20,5 трлн рублей. За четыре года цифра вырастет на 100%, согласно исследованию Oborot.ru.
Службы доставки развиваются, а значит спрос на курьеров продолжит расти. В 2025 году увеличится количество вакансий для доставщиков — только за ноябрь число предложений о работе выросло на 22,3%. В ноябре работодатели искали 321,1 тысячу доставщиков.
Также продолжат расти зарплаты. Большинство курьеров оформлены как самозанятые, а значит они платят 4% в налоговую, а не работодатель за них 13%. Это позволяет сервисам доставки оптимизировать расходы на персонал и направлять средства на повышение выплат.
Но остаётся острая потребность в рабочем персонале. На протяжении семи лет сфера входит в топ отраслей с наибольшей нехваткой кадров. Только в ноябре 2024 года работодатели искали 2,5 млн сотрудников. Чтобы привлечь персонал, компании повышают зарплаты.
Генеральный директор фонда «Центр стратегических разработок» Павел Смелов уверен, что повышения денежного вознаграждения недостаточно, чтобы привлечь молодёжь. По мнению эксперта, необходимо менять условия труда. В законодательстве закреплено, что заводчане вправе работать сверхурочно до 120 часов в год.
Сегодня чтобы удержать «синих воротничков», компании должны предоставить гибкий график работы, возможности карьерного роста, обучение и развитую корпоративную культуру. Соискатели знают, что рынок труда принадлежит им. Поэтому стали более избирательными и идут работать в те компании, где выше зарплата и комфортнее условия занятости, отметила Екатерина Агаева.
(Фото: freepik.com © pch.vector)

